Шрифт: Маленький Большой | Картинки: Выкл. Вкл. | Цвет: Нормальный Белый Черный | Кернинг: Нормальный Больше

Роль органов прокуратуры в осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации

Добавлена: 11 декабря 2018

Конституция Российской Федерации обладает высшей юридической силой, имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. 

В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992        № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее — Закон о прокуратуре) прокуратура осуществляет свою деятельность в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. Одним из ключевых направлений деятельности органов прокуратуры является надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Особенностью данного надзора является значительный объем нормативного правового материала, требующего пристального внимания со стороны прокуроров, без чего нельзя обеспечить надлежащую полноту надзорной деятельности. Это обстоятельство порождает необходимость наличия специальных знаний у прокурорских работников, осуществляющих надзор. Также на прокуратуру возлагается обязанность фиксирования отклонений от требований закона и устранения правонарушений, причин и условий, им способствующих. Основные направления надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов определены в приказе Генерального прокурора Российской Федерации от 7 декабря 2007  № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина», а именно: надзор за законностью правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, надзор в сфере экономики и экологической безопасности, предупреждение преступных проявлений.

Прокурорский надзор осуществляется за соблюдением норм Конституции и исполнением всех федеральных законов, действующих на территории России. Буквальное толкование ст. 21 Закона о прокуратуре позволяет утверждать, что надзор охватывает исполнение законов субъектов Российской Федерации, изданных в соответствии с конституционным разграничением предметов ведения, в их число включаются также конституции (уставы) субъектов Российской Федерации. При этом конституции (уставы) и законы субъектов Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству. 

Согласно ст. 23 Закона о прокуратуре прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или должностному лицу. Буквальное прочтение п. 2 ст. 23 Закона о прокуратуре позволяет сделать вывод о возможности прокурора в исключительных случаях, когда требуется немедленное устранение нарушений закона, ставить вопрос о досрочном (вне ближайшего заседания) рассмотрении его протеста законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации или представительным органом местного самоуправления. В случае отклонения принесенного протеста прокурор обращается с заявлением о признании правового акта недействующим или недействительным в суд. В соответствии со ст. 9.1 Закона о прокуратуре при выявлении в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов прокурор вносит в орган, организацию или должностному лицу, которые издали этот акт, требование об изменении нормативного правового акта с предложением способа устранения выявленных коррупциогенных факторов либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством России.

При осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов взаимодействие органов прокуратуры с иными государственными органами, органами местного самоуправления и организациями состоит в об- мене информацией, проведении совместных проверок, организации обмена опытом, круглых столов с целью обсуждения способов решения проблем практики правоприменения, семинаров с целью повышения квалификации и др. Прокурорские проверки исполнения законов в той или иной сфере правоотношений обязательно включают такой элемент, как оценка законности правовых актов, регулирующих данные правоотношения. И если будет установлено несоответствие изучаемого нормативного правового акта или индивидуального правового акта Конституции Российской Федерации и действующему законодательству, должны быть приняты меры прокурорского реагирования. 

При внесении акта прокурорского реагирования прокурор реализует полномочия по устранению нарушений законов. Акты прокурорского реагирования представляют собой систему правовых средств, используемых прокурором для восстановления законности, устранения вы- званных нарушениями законов негативных последствий. К числу основных используемых прокурором правовых средств Закон о прокуратуре относит следующие акты прокурорского реагирования: протест; представление об устранении нарушений закона; постановление о возбуждении производства 27 об административном правонарушении; предостережение о недопустимости нарушения закона. Выбор конкретной меры реагирования зависит от характера нарушения закона, причин и условий, степени распространенности правонарушений, тяжести наступивших либо возможных в будущем вредных последствий, вины правонарушителя

Поиск